Словарь секс терминов - ФРЕЙДИЗМ
ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение ряда положений в медицине, психологии, философии и некоторых других науках, первоначально разработанных австрийским учёным 3. Фрейдом для объяснения общепатологических, психологических, социальных или культурных феноменов на уровнях индивидуальной личности или жизни общества. Непрерывная и последовательная разработка своей психоаналитической концепции побуждала Фрейда на протяжении всей творческой деятельности уточнять, углублять, пересматривать ее, отказываясь от одних и выдвигая новые тезисы обобщения. Это привело к некоторой аморфности учения Фрейда, а критика его идей со стороны ближайших учеников и последующих поколений ученых породила качественно иные научно философскосоциологические направления - неофрейдизм, фрейдомарксизм и постфрейдизм. В медико-психологическом отношении основным стержнем фрейдизма является теория сексуальности. Половое влечение и удовлетворение сексуальной потребности, по Фрейду, проявляется уже в детстве и в значительной мере определяет структуру личности, включая не только половое влечение, но и такие "несексуальные" чувства, как любовь к самому себе, родительская и сыновья любовь, дружба, любовь к человечеству в целом и даже привязанность к конкретным предметам и приверженность к тем или иным абстрактным идеям. При этом сексуальность, равно как и инстинктивные сексуальные импульсы, понимается как проявления либидо - психической энергии и влечения к жизни. Психосексуальное развитие, по Фрейду, имеет несколько фаз: оральную (охватывает первый год жизни и характеризуется получением удовольствия через сосание и кусание), анальную (охватывает период от 1 до 3 лет и характеризуется получением удовольствия от дефекации с одновременным обретением навыка самоконтроля), фаллическую (возраст от 3 до 5 лет, характеризуется проявлением интереса к гениталиям, адекватной половой идентификацией и символической фетишизацией пениса (фаллоса) с преодолением мальчиком Эдипова комплекса, а девочкой - Электры комплекса), латентную (характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и либидо, формированием сознательного "Я" и предметных интересов ребенка), генитальную (характеризуется усилением либидо с поиском удовлетворения на путях половой близости). С началом этого периода все, что препятствует свободному проявлению сексуальности (мораль, культура, идеология, религия и др.), рассматривается как репрессивная сила, приводящая личность к регрессии, отбрасывающей к пройденным фазам, ведет к развитию неврозов и другим психосоматическим заболеваниям, к половым девиациям и извращениям. В то же время половая свобода приводит к коллизии иного рода-упадку культуры. Таким образом, человек в проявлении своей жизнедеятельности предстает как своеобразная арена, на которой разыгрываются зримые и скрытые (в глубинах подсознательного) столкновения между "Я" - сознательно подсознательным и "ОНО" - бессознательным, "кипящим котлом инстинктов", способных проявляться вразрез с требованиями социальной реальности. В связи с этим на арену выдвигается "Сверх-Я", выступающее в роли верховного "цензора", представителя общества, внешнего идеала и авторитета в сознании личности.